Высшее совершенство человека не только в том,
что он действует свободно, но и в том, что действует
разумно; пожалуй, это даже одно и то же...
Г. Лейбниц
Понятие "Экология" вызывает в нашем сознании уже сформированную ассоциацию с загрязнением окружающей природной среды и попыткам справится с этими негативными явлениями. Однако более глубокие размышления над проблемами нарушенного равновесия и необходимостью его восстановления вызвали к жизни кроме признанных массовым сознанием, новые понятия: выражения "экология человека", "экология общества" и, наконец, "экология образования" и "экология воспитания".
Так как преодоление экологического кризиса только техническими средствами невозможно, тем более, невозможно поддержание состояния равновесия, если общество не будет преобразовывать самое себя, свою нравственность, менталитет. Широкая образованность населения планеты необходима и для становления новой морали, т.е. духовного мира людей. Следовательно, в основе экологической культуры должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим. Экологическое образование сегодня признано одним из приоритетных направлений совершенствования образовательных систем. Экологическое образование и воспитание становятся факторами, обеспечивающими развитие экономики и общества в целом, является основой формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.
Поэтому одна из важнейших задач современной школы - формирование экологических знаний учащихся, вооружение их навыками экологически грамотного использования природных ресурсов, воспитание высокой экологической культуры поведения в быту и в трудовой деятельности. Важно не только информировать школьников о существующих источниках экологической опасности, о критических экологических ситуациях в разных регионах, но и показывать им пути выхода из этих кризисных ситуаций, объяснять значимость поведения каждого из них в разных условиях. Сегодня как никогда перед всеми нами стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. С детства надо учиться жить в согласии с природой, её законами. Геоэкологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности. Задача учителя состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Научная организация процесса экологического воспитания требует четкого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей.
Экологическое образование и воспитание строится на основе рекомендаций, разработанных Международным Конгрессом по образованию и воспитанию в области окружающей среды (Москва,1987), проходившим под эгидой международных организаций ЮНЕСКО и ЮНЕП.
|