Четверг
28.03.2024
11:19
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт ГМО географов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории каталога
Мои статьи [4]
Статьи учителей георафии [4]
В данной категории представлены работы наших едагогов
Работы учащихся [0]
В разделе представлены работы учащихся
Готовимся к ЕГЭ [0]
Краеведение на уроках географии [0]
Современные катаклизмы природы [2]
Здесь соберется подборка различных современных катаклизмов в природе всего земного шара
География города Мурома [0]
ГЕография города Мурома и Муромского района

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 116

Главная » Статьи » Статьи учителей георафии

"Использование тестовых заданий на уроках географии" Курлыкова НН (сош №10)

В последнее время в учебном процессе все более широкое применение находят тесты.  Это, прежде всего, связано с тем, что единый государственный экзамен – так же тест.

 

Под тестом мы должны понимать систему заданий специфической формы, позволяющей оценить степень овладения школьниками учебным материалом. Безусловно, тесты не являются единственной формой проверки усвоения материала. Вместе с тем по сравнению  с другими формами контроля они имеют ряд преимуществ, причем с точки зрения, как деятельности учителя, так и деятельности учащихся.

Тесты являются эффективным заданием для самоконтроля. Они помогают учащемуся разобраться в том, что он знает, а чего не знает. При неправильных ответах обнаруживается потребность уточнить, отыскать верный ответ, а дальнейшем отстоять свою точку зрения. Можно утверждать, что выполнение тестовых заданий способствует формированию мотива учения.

Информация о степени усвоения учащимися учебного материала необходима также и учителю. Использование данных о результатах контроля дает возможность строить обучение, ориентируясь на эти результаты, что позволяет повышать его качество. Поскольку выполнение заданий осуществляется, как правило, индивидуально, это дает возможность составлять различные по уровню трудности варианты заданий, изменять время на выполнения каждого из них, то есть использовать элементы дифференцированного подхода.

Одним из наиболее важных преимуществ тестовых заданий является высокая степень объективности выставляемых оценок, поскольку имеется возможность точного подсчета числа верных и неверных ответов. В обычных условиях на оценку ответа учащегося действует целый ряд случайных и субъективных факторов: личное отношение учителя к ученику и классу в целом, дисциплина и настроение учащегося, педагога и др. Иногда учащемуся только кажется, что его ответ оценен неправильно, но нередко школьники, верно, подмечают отсутствие четких критериев при выставлении оценки.

Тесты на сегодняшний день являются, такай формой контроля, которая может осуществляться с помощью средств вычислительной техники. Их применение вызывает непосредственный интерес, позволяет освободить педагога от тяжелой работы по проверке письменных работ учащихся, экономит учебное время.

Тестовые задания имеют специфическую форму и должны представлять собой утверждение, к которому добавляется ответ. В результате этого оно превращается в высказывание, которое получается истинным или ложным и легко диагностируются  (верно, неверно). Вопросы в тестовом задании употреблять нецелесообразно, поскольку вопрос не может быть ни истинным, ни ложным.

Рассмотрим основные формы тестовых заданий. Наиболее распространненой  является закрытая форма. Имеется серия ответов, один из которых является правильным. Ответы в целом похожи, причем построены они таким образом, что конечное слово в первом ответе является началом второго и т.д.

Например, Какая общая черта объединяет города Лос-Анджелес, Лондон, Шанхай, Сеул?

1)                      Крупный порт

2)                      Промышленный центр

3)                      Столица

Например: Наиболее многочисленными народами России являются:

1.                      Русские

2.                      Русские, татары

3.                      Русские, татары, украинцы

При построении таких ответов возможно использование принципа кумуляции (накопления): каждый последующий ответ включает предыдущий и добавляется новый термин. Надо заметить, что навсегда самый полный ответ может быть правильным.

Иногда имеется возможность конструировать ответы по принципу удвоенной альтернативы.

Например, заводы Центральной металлургической базы используют:

1.                      Собственное сырье и топливо

2.                      Собственное сырье и привозное топливо

3.                      Привозное сырье и собственное топливо

4.                      Привозное сырье и топливо

В отдельных случаях ответы, возможно, представлять в графическом виде.

Особую ценность с точки зрения содержания представляют задания, построенные на причинно – следственном выражении «Если…, то…», «Чем.., тем…»

Например, чем ниже содержание гумуса, тем почва

1.                      Более плодородна

2.                      Мене плодородна

При закрытой форме важно правильно подбирать неправильные ответы: они должны быть неверными, но в целом правдоподобными. Для снижения возможности простого угадывания возможного числа вариантов ответа.

Для того чтобы задание было понятно учащемуся, необходима четкая инструкция. При такой форме она может быть следующей: обведите номера правильных ответов.

Во второй форме тестовых заданий (открытая форма) готовые ответы отсутствуют. Учащийся должен сам придумать ответ и написать его  в специально отведенном месте.

С помощью этой формы удобнее всего проверять усвоение учащимися определений понятий. Инструкция для учащихся выглядит так: дополните.

Например: наука о поверхностных водоемах суши с замедленным водообменном, комплексно изучающая протекающие них физические , химические и биологические процессы, называется ….

Особенность заданий подобной формы состоит в том, что они могут порождать несколько правильных ответов, что навсегда удобно с точки зрения простоты и однозначности контроля (озероведение – лимнология)

Третья форма тестовых заданий позволяет устанавливать соответствие  между элементами двух множеств. Это одна их наиболее распространенных  форм. Инструкция в данном случае такова – установите соответствие:

Озеро:

1.                      Рыбинское

2.                      Онежское

3.                      Байкал

4.                      Кроноцкое

Происхождение озерных котловин:

a)                      Тектоническое

b)                     Ледниково-тектоническое

c)                      Искусственное

d)                     Вулканическое

По существу в одном таком задании содержится сразу несколько заданий. Оно считается выполненным верно, если все соответствия установлены правильно. Такая форма хороша тем, что сложно угадать сразу все правильные ответы.

Такие задания, возможно, представлять в графическом виде или используя рисунки с цифровым обозначением их частей.

С помощью заданий третьей формы, возможно, проверять и усвоение причинно – следственных связей.

Например, установите соответствие  между природными зонами и коэффициентом увлажнения, который для них характерен:

Природная зона

1.                      Тундра

2.                      Смешанные и широколиственные леса

3.                      Степь

4.                      Пустыня

Коэффициент увлажнения

a)                      1,1

b)                     0,3-0,8

c)                      Более 1,5

d)                     0,1-0,3

Четвертая форма тестовых заданий служит для установления правильной последовательности между элементами единого множества.

Например, распределите почвы по мере уменьшения мощности гумусового горизонта

1.                      Серые лесные

2.                      Черноземы

3.                      Дерново-подзолистые

4.                      Тундрово-глеевые

Содержание подобных заданий также могут быть и причинно – следственные связи. Инструкция в этом случае звучит так – восстановите цепочку причинно – следственных связей:

1.                      Разница в давлении

2.                      Различия в нагревании суши и моря

3.                      Возникновения ветра

Или другой вариант

1.                      Пищевая промышленность  - 2. Благоприятные природные условия  - 3.  Развитие сельского хозяйства

Цепочки причинно – следственных связей могут носить и более сложный характер.

Например,

1.                      Разрыв горных пород

2.                      Поднятия и опускания земной коры

3.                      Нагнетание напряжений в земной коре

4.                      Возникновение землетрясений

5.                      Движение мантийного вещества

Цепочка ответа выглядит так

5 – 2 – 3 – 1 – 4

Тестовые задания могут быть использованы после изучения материала отдельных тем, после завершения подготовки по отдельным разделам. Тесты могут быть тренировочными, осуществляющими текущий и итоговый контроль.

 

Категория: Статьи учителей георафии | Добавил: gmo-geo (03.01.2009)
Просмотров: 5039 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz