Четверг
21.06.2018
02:03
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт ГМО географов
Главная Регистрация Вход
»
Меню сайта

Категории каталога
Творческие группы геграфов [5]
В данной категории будут представлены творческие группы учителей географии округа Муром

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 116

Главная » Файлы » Состав ГМО учителей географии » Творческие группы геграфов

Заседание №2
[ ] 02.01.2009, 10:55
    
 
Тема заседания №2
 "Развитие познавательной активности учащихся через использование современных педагогических технологий"
 
  1. Современные технологии в преподавании. Проблемы реализации государственного стандарта по предметной области географии в муниципальных общеобразовательных учреждениях в 2008 - 2009 учебном году. ОЮ Копылова - руководитель ГМО
  2. Методики организации познавательной и творческой деятельности школьников на уроках географии. ГЮ Сергеева - МОУ СОШ №15
  3. Что такое современный урок - ОЮ Копылова - руководитель ГМО
  4. Вопросы планирования учебного материала в условиях изменения учебного плана в курсе 6 класса. изучени темы "План и карта". Формирование картографических  умений при изучение плана и карты. Организация работы учащихся с использованием ЦОР при изучении плана и географической карты. ВИ Гаврилкин - МОУ СОШ №16
  5. Работа с источниками информации при изучении общей части курса географии в 7 классе. ресурсы интернет как иллюстраивная составляющая учебных материалов в курсе географии 7 класса. Чумакова ТГ моу сош №8
  6. 8 класс. Природа России. Современные тенденции изучения. Применение мультимедийных ЦОР при изучение природы России. Мультимедийные учебники 8 класс. Евдокимова Л.А. http://gmo-geo.ucoz.ru/publ/1-1-0-4
  7. 10 класс. Всемироне хозяйство. Вариативность учебного содержания и методов преподавания. Использование ресурсов интернет для организации деятельности школьников на основе статистических данных. Кузнецова ТВ моу сош №1
  8. Анализ школьных олимпиад, через уровень сформированности  умений анализировать, выявлять причинно - следственные связи, опреривать географичексой номенклатурой. Чурдалева ЛН моу сош №8
  9. Подведение итогов работы участников городского методичексого объединения. Копылова ОЮ - руководитель ГМО 
Категория: Творческие группы геграфов | Добавил: gmo-geo
Просмотров: 3731 | Загрузок: 0 | Комментарии: 12 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 10
10  
Постановили:
1. Признать работу заседания Городского методического объединения удовлетворительной.
2. Рекомендовать педагогам ознакомиться с предложенными новинками педагогической и методической литературы, использовать в подготовке к урокам.
3. Принять участие в проекте «Сообщество учителей географии Владимирской области», в ресурсе «Вики - учебник» по подготовке к ЕГЭ, проекте для учащихся «С наклоном веселее жить».

cry cry biggrin biggrin biggrin cry cry


9  
По шестому вопросу выступила Евдокимова Л.А., учитель географии сош №33 с темой «8 класс. Природа России. Современные тенденции изучения. Применение мультимедийных ЦОР при изучении природы России. Мультимедийные учебники 8 класс» Лариса Анатольевна провела анализ УМК авторов ВП Дронов, ЛЕ Савеньева, ВБ Пятунин, ЕА Таможня, в основе которого положен мультимедийный учебник, разработанный сотрудниками кафедры «Методика преподавания географии» МГПУ. Отметив хорошее оформление, большие возможности учебника.

По следующему вопросу выступила Копылова О.Ю., руководитель ГМО проанализировала поступившие рекомендации о проведении 1 и 2 этапов Всероссийской олимпиады по географии. Школьную олимпиаду в рамках пропаганды учебного предмета география желательно проводить с 6 класса. Обязательно введение тестовых заданий и заданий, теоретических на знание географической номенклатуры, краеведческих вопросов, тем предыдущего и текущего курсов, умение работать с картой и статистическими материалами.

Нефиксированные выступления:

1. Копылова О.Ю., руководитель ГМО предложила познакомиться и проанализировать с документом ВИПКРО «Анализ результатов ЕГЭ по Владимирской области»
2. Рекомендации педагогам принять участие в сетевых дистанционных проектах Сообщества учителей географии Владимирской области ВИПКРО.
3. Участие в игре «ГеоКвест» и фотоконкурсе «Россия глазами школьников».


8  
Дополнила выступление Копылова О.Ю. с демонстрацией нового оборудования, поступившего в школы в 2008 – 2009 учебном году: компасы, топографические площадки. Печатные пособия, мультимедийные учебные программы, транспаранты, приборы, модели. Обратив внимание педагогов на необходимость использования Единой коллекции ЦОР: http://school-collection.edu.ru.

Географические обучающие модели, картографическая лаборатория, учебный электронный конструктор по географии, география «Определители для практических работ», конструкторы интерактивных карт с проверяемыми заданиями, цифровые космические снимки.

Далее В.И. Гаврилкин продолжил – о процессе формирования картографических умений при изучении плана и карты. Организации работы учащихся с использованием ЦОР при изучении плана и карты.

По пятому вопросу выступила Чумакова Т.Г., учитель географии МОУ СОШ №8, Работа источниками информации при изучении общей части географии в 7 классе. Ресурсы Интернет как иллюстративная составляющая учебных материалов курса географии 7 класса. Тина Геннадьевна обозначила проблему. Долгое время в общем образовании сохранялись тенденции субъект – субъектных отношений между учителем и учеником, где учитель выступал в роли транслятора информации, совершенствуя свои ораторские способности, а ученик, в свою очередь, в роли приемника. Такая методика не всегда приводила к желаемым результатам. Мыслить творчески, заинтересованно искать новую информацию по изученной теме, разрабатывать творческие проекты удавалось единицам.
Отметила о необходимости использовать на уроке различные источники географической информации.


7  
По третьему вопросу выступила Копылова О.Ю. руководитель ГМО учителей географии, проанализировав основные проблемы, которые учителя ставят пред собой. Основные вопросы это – Что такое современный урок? Важнее содержание или форма проведение урока? Может ли быть технология в образовании? Чем плохо слово методика? Что придает современность уроку? Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего? Какие характеристики он может иметь? Каковы критерии современного урока? Руководитель ГМО дала несколько рекомендаций.
Педагог создает особые условия, обеспечивающие деятельность учителя и ученика в новой образовательной парадигме.
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения.
Ученик открывает мир для себя – себя в этом мире.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Были раскрыты особенности современного урока.

По четвертому вопросу выступил Гаврилкин В.И., учитель МОУ СОШ №16 с анализом планирования учебного материала в условиях изменения учебного плана в курсе 6 класса.
Предложил вниманию педагогов свои педагогические наработки по изучению темы «План и карта». Отметив необходимость систематической работы с картографическими произведениями. Более подробно остановился на работе по проведению съемки местности и вычерчиванию плана местности.


6  
Дополнила выступление Толовова Е.В. учитель географии сш№8, отметив что изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы географических знаний: о многообразии современного мира на его разных уровнях (от локального до глобального); об особенностях и динамике главных природных, социально-экономических и экологических процессов, происходящих в географической среде; о закономерностях размещения компонентов природы, населения и хозяйства, формирования географических регионов, в соответствии с природными и социально-экономическими факторами; о географии своей Родины - России во всем ее многообразии и целостности, ее роли и месте в мире; о взаимодействии природы и общества на современном этапе развития, значении охраны окружающей среды и рационального природопользования;
• ознакомление с методами познания географической среды:
использование простейших приборов для наблюдения за географическими объектами, процессами и явлениями природного и антропогенного характера, описание, обобщение и представление полученных результатов;
• овладение умениями: применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных природных, социально-экономических и экологических явлений и процессов, происходящих в конкретных регионах; ориентирования на местности; использовать один из «языков» международного общения - географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и презентации географической информации;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе географических наблюдений и экспериментов, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний по географии в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
• воспитание ценностного отношения к географической среде; патриотического отношения к своей стране и уважения к другим народам мира, позитивных установок для решения экологических и социально-экономических проблем, в первую очередь своей страны, своего региона, своей местности;
• приобретение компетентности в использовании географических знаний и умений в повседневной жизни для: организации рационального природопользования, защиты окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; обеспечения безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям проживания на определенной территории; решения практических задач.

Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигается в результате освоения содержания образования Стандарта географического образования.


5  
Копылова О.Ю. руководитель ГМО провела практикум с педагогами по часто возникающей проблеме «Определение целей обучения в рамках деятельностного подхода, в соответствии с требованиями ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ»

Педагогам было предложено три задания разного уровня сложности, в рамках выполнения заданий необходимо было научиться определять основные цели обучения, ставить реальные задачи, обеспечивая выполнения требований стандарта на разных этапах образовательного процесса.

Педагогам было предложено принять участие в обсуждении этих вопросов на сайте Всероссийского Интернет – педсовета PEDSOVET.ORG, информационном сайте «Учительской газеты» №44 «Стандарт – это общественный договор», сайте педагогического журнала «Учитель», Федеральном портале Российского образования.


4  
О.Ю. Копылова продолжила, применение новых информационных технологий в обучении географии может быть следующим:
1. Использование демонстрационного комплекса "компьютер - видеомагнитофон - проекционное устройство".
2. Использование учебных геоинформационных систем (ГИС)
3. Указанные учебные ГИС могут разрабатываться вместе с учащимися во время изучения своей местности на учебном географическом полигоне.
Познакомиться с возможностями использования информационных технологий в обучении географии можно изучив выпуск №2 библиотеки журнала "География в школе (1999г.) и методическим пособием "Компьютерные технологии в школьной географии".
Организация учебного процесса определяется стратегическими задачами образовательного учреждения, выделенными администрацией. Учитель на своем уровне разрабатывает и осуществляет на практике соответствующие дидактические системы.
Приступая к планированию системы уроков по теме, учителю географии необходимо изучить и учесть:
• своеобразие темы, степень ее изученности;
• место и роль данной темы в курсе, воспитании;
• уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность;
• содержание учебного материала;
• соотношение предлагаемого в учебнике содержания материала с "минимаксом" (необходимые и достаточные знания и умения);
• поставить цель и задачи урока;
• определить соотношение самостоятельной и коллективно-распределительной работы на уроке, ее формы;
• выявить связь с предыдущим материалом;
• обозначить форму и тип урока;
• определить оптимальный набор приемов, методов и средств обучения.
В целом все эти элементы определяют выбор типа технологии. В то же время, они представляют собой основу выбора технологии.
К настоящему времени педагогическая наука, и школьная практика наработали целый комплекс специализированных творческих подходов к этой проблеме. У учителя есть возможность изучить и определить для себя наиболее оптимальный набор эффективных приемов и методов, адаптировать их в соответствующем технологическом контексте.

Определиться с выбором технологии помогут проблемные семинары: "Компьютерные технологии в обучении географии" руководитель Кузнецова Т.В. сш №1, "Проектные технологии в обучении географии" руководитель Копылова О.Ю. сш №7.
"Модульные технологии в обучении географии", "Игровые технологии в обучении географии", "Содержание и особенности проведения комплексного практикума по географии в старшей школе", "Мультимедийные проектирование в курсах школьной географии", "Исследовательские методы в обучении географии " – будут рассмотрены в ходе работы Городского методического объединения учителей географии из опыта работы.

Второй вопрос: Методика организации познавательной и творческой деятельности школьников на уроках географии, был перенесен на следующее заседание ГМО ввиду отсутствия выступающего по уважительной причине.


3  
Дополнили выступление Зязева Г.Л. учитель сш №2, отметила, что познакомиться с такими уроками более подробно можно в выпусках "Современный урок географии" библиотеки журнала "География в школе" № 3,4, 6-8 за 2000-2003 год.
Перспективными в старшей школе являются исследовательские практикумы, коллоквиумы, эвристические системы занятий, лекционно-семинарско-зачетная технология, проектная деятельность, творческие погружения в отдельную ситуацию, местность, историческую эпоху, конференции, дидактические игры, занятия ученических кафедр.
В старшей школе большая роль отводится созданию и организации многополюсной образовательной среды, в которой смена форм учебной деятельности рассматривается как один из факторов развития компетентности учащегося. Ученик должен научится быстро переносить усвоенные способы интеллектуальной деятельности в различные учебные ситуации, достигать цели обучения индивидуально, в парах, группах и т.п. При этом учащийся планирует собственную учебную деятельность на уроке и вне него, проектирует результат. Вся деятельность старшеклассника должна носить самостоятельный характер. И не только на уроке. Внеурочная домашняя работа еще недостаточно оценена педагогами, как возможность руководства развитием самостоятельности школьников. Очень часто домашнее задание нацелено на усвоение теоретического материала, без практического закрепления, самопроверки и коррекции знаний и умений школьников, возможного применения в повседневной жизни. Сегодня необходимо нам учителям географии обратить внимание на разработку таких домашних заданий для школьников.
Отдельный выпуск №5 библиотеки журнала "География в школе" посвящен педагогическим технологиям обучения географии с примерами их использования в школьной практике учителями России.

Евдокимова Л.А., учитель сш №33 обратила внимание педагогов на то, что в организации процесса обучения с использованием нетрадиционных форм проведения занятий, новых педагогических технологий значительная роль принадлежит и современным средствам обучения школьников. Не секрет, что основным средством обучения, по-прежнему, остаются учебник с атласом. Однако эффективное обучение предполагает использование целого ряда и других средств обучения (программы, методические рекомендации, рабочие тетради для учащихся), так называемый учебно-методический комплекс. Но кроме УМК, используются и другие средства обучения: аудиовизуальные и экранно-звуковые, а так и разнообразные интерактивные средства обучения (мультимедийные энциклопедии и путеводители, адаптированные программно-методические комплексы и близкие к ним электронные учебники, тест-программы).


2  
Выступали:
По первому вопросу выступала Копылова О.Ю. - руководитель ГМО, о внедрении современных педагогических технологий в процесс обучения географии. В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как: развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности.
Для достижения этих целей концепция предлагается решить следующие задачи:
1. "Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность общего среднего образования.
2. "Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения. Поднять роль самостоятельной работы учащихся".
Названные выше цели и задачи нашли свое отражение и в Федеральном базисном учебном плане для общеобразовательных учреждений Российской Федерации. "Важной особенностью плана является предложенный механизм активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, реализуемый путем выделения специального времени на организацию проектной работы…"
Это определяет и изменение средств обучения, включения в учебный процесс иных, помимо учителя и учебника, источников информации, реализацию модели открытого образования.
Так, например, базисный учебный план предполагает "значительное усиление практической деятельности школьников, предоставление им права выбора уровня и содержания образования, организацию предпрофильного обучения, широкое использование коллективных форм организации учебного процесса"
Федеральный базисный учебный план, рекомендуемый к поэтапному введению с 2005/2006 у.г. помимо 35 часов в 6 классе, которые отводятся на региональный компонент по географии, имеет значительные по объему (1155 часов на пять лет обучения в основной школе и 420 в средней на два года) возможности реализации регионального и школьного компонентов образовательного учреждения.
Изменился и стандарт школьного географического образования. В его целевые установки вошла и цель "применение географических знаний и умений в повседневной жизни, использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации". Введение названной цели отразилось и на содержании требований к уровню подготовленности выпускников, которые дополнились соответствующим разделом.
Реализовать обозначенные выше цели модернизации образования можно только при условии качественного совершенствования методической подготовки и культуры учителя. Определяющим фактором в этой подготовке должно стать овладение учителем современными педагогическими технологиями, призванными преодолеть противоречие в системе образования между новыми целями процесса обучения и "классическим" содержанием образования, традиционными формами и методами обучения. Современные педагогические технологии призваны направить внимание учащихся не на изучение разрозненных географических фактов, объектов и явлений, а на овладение способами работы с географической информацией, на формирование собственной аргументированной позиции.
Одним из ключевых факторов и одновременно условием модернизации системы географического образования является овладение педагогами формами и методами работы в условиях вариативного образования, современными педагогическими технологиями и средствами обучения.
Необходимость их внедрения сегодня обусловлена с одной стороны показателями обученности школьников города Мурома по географии (по результатам ЕГЭ 2008 г.), с другой - переходом на новые стандарты и подготовкой к преподаванию обновленного содержания школьной географии, с третьей - целевыми и структурными изменениями в старшей школе (преподавание на базовом и профильном уровне).
Преподавание в профильных классах старшей школы (да и непрофильных тоже) требует серьезного пересмотра сложившейся традиционной системы обучения. Долгое время форма урока не привлекала внимание педагогической науки, пока она была относительно однообразна. Поиск средств обучения, наиболее адекватных современной педагогической ситуации, повысил интерес к новым формам уроков, к их структуре.
Классификация уроков нетрадиционной формы позволяет определить их место в реализуемой учителем системе и, следовательно, более обоснованно планировать, использовать все их многообразие, добиваясь поставленных целей.

1  
Протокол №2
заседания ГМО учителей географии
от 05.11.08 г.

По теме: Развитие познавательной активности учащихся через использование современных педагогических технологий на уроках географии и во внеурочное время.
В рамках общей темы: Обновление содержания и средств обучения учебного курса «география» через внедрение современных педагогических технологий в учебный процесс.
Повестка заседания:
1. Современные технологии в преподавании географии. Проблемы реализации государственного стандарта по предметной области – география в муниципальных образовательных учреждениях в 2008 – 2009 учебном году.
2. Методики организации познавательной и творческой деятельности школьников на уроках географии.
3. Что такое современный урок.
4. Вопросы планирования учебного материала в условиях изменения учебного плана в курсе 6 класса. Изучение темы «План и карта». Формирование картографических умений при изучении плана и карты. Организация работы учащихся с использованием ЦОР при изучении плана и карты.
5. Работа источниками информации при изучении общей части географии в 7 классе. Ресурсы Интернет как иллюстративная составляющая учебных материалов курса географии 7 класса.
6. 8 класс. Природа России. Современные тенденции изучения. Применение мультимедийных ЦОР при изучении природы России. Мультимедийные учебники 8 класс.
7. 9 класс. Структурно – генетический подход к изучению хозяйства России. Выявление ключевых особенностей отраслей хозяйства России на основе ресурсов Интернет.
8. 10 класса. Всемирное хозяйство. Вариативность учебного содержания и методов преподавания. Использование ресурсов Интернет для организации деятельности школьников на основе статистических данных.
9. Анализ школьных олимпиад через уровень сформированности умений анализировать, выявлять причинно – следственные связи, оперировать географический номенклатурой.
10. Нефиксированные выступления
11. Подведение итогов работы участников городского методического объединения.

Присутствовали: 15 учителей географии
Отсутствовали:
1. Кузнецова Т.В. сш№1
2. Рябова В.А. сш№6
3. Чурдалева Л.Н. сш №8
4. Табашникова Р.И. сш №9
5. Сергеева Г.Ю. сш №15
6. Красильникова Е.Н. сш №18


Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2018
Сайт управляется системой uCoz